О четкой речи можно говорить только при одновременном выполнении всех пяти требований, т. е. в речи не должно быть следующих дефектов дикции:
1) мямления, проглатывания слов или их окончаний;
2) картавости, шепелявости;
3) сильно выраженных диалектных составляющих (оканье, гэканье, шоканье и т. п.);
4) акцента;
5) манерности (например, растягивание букв).
Опыт показывает, что часто встречаются пограничные случаи, когда вы слышите, что что-то не так, но не можете понять, насколько это не так. В этом случае предложите кандидату прочитать несколько скороговорок. Подберите несколько скороговорок на разные звуки. При многократном повторении «западающие» звуки сразу станут явными.
Распространен также эффект «ленивой» речи, то есть сокращения слов до минимального количества звуков, например, вместо «сегодня» вы слышите «сёдня», вместо «тысяча» — «тыща». Это не так страшно, это речевая привычка, и, как правило, она исправляется в процессе обучения. Вообще, при желании можно избавить кандидата практически от любых дефектов дикции (вспомним пример Демосфена), но если есть выбор кандидатов — зачем усложнять жизнь своему отделу обучения?